Настоящий «тектонический» сдвиг происходит в пассажирском транспорте Нижнего Тагила: трамваи привычно ходят строго по графику (если не форс-мажорные обстоятельства), только вот пассажирам зубрить это расписание, открывающееся на сайте tagiltram.ru в виде столбиков со временем прохождения вагона через остановку, вовсе не обязательно. Конечно, сейчас, в период летних ремонтов дорог и путей, когда временно что-то меняется, следить за новой информацией на сайте приходится, но, по крайней мере, на 12-м и 15-м маршрутах, не говоря уже о «десятке», вполне можно обойтись и без подсказки.
И это действительно этапное достижение «Тагильского трамвая», ведомого его руководителем Игорем Темновым при поддержке главы Нижнего Тагила Сергея Носова.
Соратниками руководители-технари стали вполне логично. В городе десятилетиями копилась провинциальная отсталость и уже вроде бы вошла в норму, а тут «вдруг» что-то стало меняться: дороги, площади, места отдыха тагильчан… Тагил начал ориентироваться на лучшие образцы современной городской среды. И трамвай, у которого в Тагиле 80-летняя история и развитая сеть маршрутов, оказался востребованным.
Кстати, этот вид транспорта становится в мире поистине королем городов - экологически чистый, вместительный и завораживающий своим обликом: дизайнеры стараются изо всех сил, в том числе - в корпорации УВЗ. И, конечно, потерять трамвай было бы недальновидно. А ведь могли. В 2011 году в городе вообще поднимался вопрос о закрытии в Тагиле трамвайного движения. Не закрыли, но от этого легче не стало.
Помню, как Игорь Темнов, умаявшийся за день от проблем, которым конца края не видно, откровенно говорил:
- Были бы рады даже одному новому вагону!
Действительно, приходилось эксплуатировать физически и морально устаревшие усть-катавские трамваи еще из советской эпохи: с дырами в обшивке, с неплотно прилегавшими дверьми - ветер так и свистел…
С 2013 года начал воплощаться в жизнь проект «Тагильский трамвай». Только в нынешнем году на тагильские пути встали сразу 30 новых, низкопольных в средней части, вагонов производства Уралтрансмаша (вдобавок к уже полученным ранее 35-ти). Они реально вышли на маршруты, для чего Игорем Темновым и его командой была проведена, не считая технической, огромная организационная работа.
И вот он, «тектонический сдвиг»: в расписание некоторых маршрутов можно особенно и не смотреть. В течение четверти часа, а то и меньше, трамвай придет и так!
Например, четыре года назад, в 2013-м, 15-й маршрут в час пик обслуживало восемь поездов с интервалом 11-12 минут, на 12-м было четыре поезда – они приходили на остановки раз в полчаса.
Теперь на 15-й в час пик выходит 14 поездов (с 17-м маршрутом), интервал доводится в самые напряженные отрезки до 7-8 минут. Восемь поездов с интервалом 14-15 минут курсируют на 12-м маршруте. Даже если не знаешь расписания, немного подождав, все равно уедешь на трамвае, например, с вокзала на Вагонку или на ГГМ.
Конечно, на ситуации с тем же 12-м сказалось перераспределение вагонов с учетом временного закрытия движения на Красном Камне. И все же …
- Был сделан большой шаг вперед, когда на 15-м маршруте избавились от «обедов», - рассказывает руководитель городской общественной организации «Тагильчане за трамвай» Олег Козлов. - Шли к этому долго. В расписаниях были две «дыры». Интервал составлял в среднем 11-12 минут, но вагоны вставали на обед после утреннего и перед вечерним часами пик – примерно с 9 до 11 и с 13 до 15-ти. И трамвай с ГГМ обратно уже не возвращался – появлялась так называемая «дыра». Теперь на 15-м маршруте пассажиры не ощущают, что водитель и кондуктор ушли на обед: вместо них заступает подменная бригада, и вагон продолжает свою работу без простоев. Это дало стабильный интервал на протяжении всего дня. Кроме того, вечером трамваи стали ходить дольше: подменный водитель днем работает за обедающего, а вечером докатывает смену утреннего водителя: это дает еще несколько рейсов. Если я знаю, что интервал - минут 11-12, естественно, это меня как пассажира устроит. А если я стою на остановке, а они там у себя чай пьют, и трамвай будет только минут через 20, например, зимой, это уже критично. Холодно!
Такое стало возможным и благодаря подготовке новых водительских кадров, чем настойчиво занимается руководство «Тагильского трамвая». Было бы еще больше водителей – еще бы уменьшили интервалы. Проблемы здесь остаются, но перемены налицо.
- Даже возвращаются те, кто работал раньше, - отмечает Максим Барсуков, соратник Олега по общественной организации. - Зарплата небольшая, но выплачивается стабильно. И если глава города в кратчайшие сроки сдержит обещание заниматься укреплением кадрового состава, что подразумевает и повышение зарплаты, то ситуация, в том числе с вагоновожатыми, должна улучшиться.
Вечером интенсивность движения электротранспорта в Тагиле пока что заметно ниже. Но, например, сойдя с электрички, в будни и в выходные можно уехать на 12-м на Пихтовые горы с вокзала примерно в 20 и в 21 час. Быстро добраться на Вагонку на маршрутке в это время бывает сложновато.
А с Новой Кушвы до ГГМ последний трамвай отправляется в будни – в 22.29, в выходные дни – в 22.15. Словом, все, что в его нынешних силах, «Тагильский трамвай» для вечерних пассажиров делает.
Еще бы пути получше на проблемных участках. Лишние минуты в дороге тоже влияют на приоритеты пассажира.
Но, может, это только нам в Тагиле кажется, что мы сделали почти невероятное? Вовсе нет. Тагильский опыт возрождения трамвая могут взять на вооружение в столице Урала. Нынешним летом трамвайный цех Уралтрансмаша посетила делегация администрации Екатеринбурга во главе с Александром Якобом. Как рассказал тогда гостям генеральный директор предприятия Владимир Городилов, уралтрансмашевские трамваи, удобные для передвижения пожилых, а также людей с ограниченными физическими возможностями, эксплуатируются, например, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле… Как отмечалось на встрече, в Свердловской области есть хороший пример обновления городской трамвайной сети – целевая программа «Тагильский трамвай», такая же нужна и Екатеринбургу.
Да, наш электротранспорт за неполные четыре года изменился круто.
- Даже внешне видно: и молодежи стало больше ездить! Как-никак, и вагончики новые, и ходят они почаще. Ездить молодым именно в трамвае становится даже престижно, - констатируют работающие в тесном контакте с Игорем Темновым энтузиасты трамвая Олег Козлов и Максим Барсуков. - Перемены просто фантастические.
Фото Сергея Казанцева.