Фото: tagilka.ru
Это 17 фрагментов российской истории, связанных с трагической судьбой семьи последнего российского императора Николая II и с государственным переворотом, который многие десятилетия жители Советского Союза называли Великой Октябрьской социалистической революцией.
Автор проекта, сценарист, режиссер и исполнительница драматической роли Ольга Маликова уверена, что такие спектакли бесполезно пересказывать, их нужно смотреть, создавая собственное впечатление. Да и как пересказать эффект, произведенный фотографиями столетней давности на большом экране, среди которых были и снимки трагических событий, и веселые картинки, где представители императорской семьи позволяли себе расслабиться, отдохнуть, состроить рожицы?
А как передать восторг публики от шикарных голосов артистов, от удачно подобранных деталей спектакля? К примеру, совершенно иначе зазвучала известная песня «Не для меня придет весна, не для меня Дон разольется…», когда на экране возникли не привычные по фильмам и концертам образы казаков, а фотографии юного наследника российского престола, мальчика, расстрелянного вместе с сестрами и родителями сто лет назад.
За два часа на сцене были показаны 17 драматических сцен и прозвучали 17 музыкальных композиций от «Господи, помилуй» и «Боже царя храни» до «Вихри враждебные веют над нами» и «Россия» («Листая старую тетрадь расстрелянного генерала…»). На большом экране черно-белые кадры столетней давности сменялись цветной современной хроникой катастроф и террористических акций.
Как показал спектакль на тагильской сцене, его восприятие во многом зависит от подготовленности зрителя, его уровня информированности, эмоциональности. Тагильская публика не подвела. Кстати, в зале было особенно много учителей общеобразовательных и музыкальных школ, преподавателей и студентов педагогического института, ветеранов педагогического труда, представителей общественных организаций, библиотекарей…
Одни со слезами на глазах говорили о потрясении после спектакля, другие отказывались от комментариев, ссылаясь на смешанные чувства, в которых нужно еще разобраться. А вот равнодушных, пожалуй, не было, создатели музыкальной драмы заставили каждого задуматься, если не о судьбах Родины и царской семьи, то хотя бы о собственной жизни, о современных тенденциях в искусстве, когда патриотическая тематика и исторические личности появляются в самых неожиданных кинокартинах и спектаклях.
Люди обсуждали увиденное и услышанное, и долго не отпускали артистов, устроив с ними в фойе 20-минутную фотосессию.
Спектакль «Претерпевшие до конца», конечно, будут обсуждать, как обсуждали выставки в музее-заповеднике к столетию революции и в городском историческом архиве к столетию начала гражданской войны. Авторы тагильских выставок и гости из Санкт-Петербурга постарались через трагические события столетней давности показать современному зрителю причины и последствия братоубийственных войн, террористических акций, людской злобы и равнодушие. И, конечно, эти темы мы продолжим обсуждать на страницах газеты «Тагильский рабочий».
Людмила Погодина
Источник: Тагильский рабочий
18.10.2018 16:11