… В миру его звали Федор Делекторский. Зачем он пошел в священники – неизвестно. Но мне кажется – из-за любви к музыке. Он раньше всех понял, что ничего кроме музыки и религии не имеет смысла. Что все равно остается только музыка. И Бог. Вот и окончил сначала семинарию, потом духовную академию, хором которой руководил, и даже писал гимны. Спустя энное количество лет, уже после революции, принял монашеский постриг. Что тоже логично для человека музыкального и божьего.
Документы утверждают – в 1924 году Никита Делекторский хиротонисан во епископа Бугульминского.
Однако двадцатые годы двадцатого века не самое доброе время для священнослужителей, а для епископов тем более. Их преследовали, особенно тех, кто не подчинялся просоветскому патриарху. Владыка не только не подчинялся, но и открыто критиковал, также открыто поминал умершего патриарха Тихона, который, как известно, ни на какие сделки с новым правительством не шел, и был красным как бельмо на глазу. Как и вся православная церковь.
А потому епископа Бугульминского Никиту постоянно арестовывают, заводят дела, обвиняют во всех антисоветских грехах, как то: связь с белыми, служение без специального разрешения... Сажать не сажают, но переводят с кафедры на кафедру, все дальше от столицы. С 1927 года он - епископ Нижнетагильский, викарий Свердловской епархии.
Однако на Урал священнослужитель не едет – так утверждают некоторые источники. Он просто не успел доехать: после очередного несогласия с патриархом епископа увольняют. Но – и это важно – на покой он ушел как епископ Нижнетагильский. И так был расстрелян. И поминается теперь как Никита, епископ Нижнетагильский. То есть название города звучит в богослужении.
Далеко не каждый город произносится в церкви. Но значит ли это, что священномученика Никиту можно считать покровителем Тагила? К этому вопросу вернемся позже.
Батюшка скитался по всей стране, служил то там, то сям. Голодал, страдал... После очередного ареста (дело было в Москве) Никиту отправляют на строительство Днепрогэса. Говорят, там он работал конюхом и сторожем. Наверное, сделали скидку из-за возраста: к началу заключения ему было 54, по другим источникам - 55 лет.
Три года трудов. После освобождения владыка едет в Орехово-Зуево, куда тоже назначался епископом и где жил некоторое время. Здесь он служит в храмах, разумеется, тайно. И, разумеется, мир не без стукачей. Скоро о нелегальном владыке становится известно органам, и его объявляют в розыск.
Милиционеры знали, где его найти, но не торопились с арестом. Доказанный факт: владыку милиционеры пускали ночевать в казармы и поили чаем, от еды он отказывался. Им было о чем поговорить друг с другом в годы страшных репрессий и произвола власти. Да и за что его арестовывать? По документам Никита и не Никита вовсе. Добрые люди успели сделать нелегальный паспорт еще в заключении.
Известно, что в последние годы владыка нес подвиг юродства. Зарабатывал на жизнь сбором утильсырья, жил на улице. Все, что ему давали и подавали, раздавал нищим. До нас дошли слова епископа: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с жизнью, полной обмана, предательства и пошлости. Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».
Слова будущего святого!
А дальше... Тот самый черный для всей истории 37-й год. Власти получают команду «фас» к гонениям на духовенство. Юродивый епископ – лучше для отчета и не придумаешь!
18 октября 1937 года владыку арестовывают. С арестом связана целая история. Никита успел незаметно положить свой бумажник на окошко церкви. В нем были облигации, иголка, нитка, зашитый в лоскуток пятирублевый золотой. А главное – в бумажнике хранились его настоящие документы. И что вы думаете? Кто-то увидел, как владыка оставляет бумажник, подобрал его и принес в милицию.
Многие богословы утверждают, что батюшка выбросил бумажник из-за страха за себя. Однако, мне кажется, причина этого поступка - в золотой монете. Владыка оставил ее нищим. Скрывать свое настоящее имя было бессмысленно – в Орехово-Зуеве все хорошо знали, кто он на самом деле. Более того, за несколько дней до ареста взяли и вскоре расстреляли регента Орехово-Зуевского собора Андреева только за то, что тот поддерживал связь с владыкой. К тому же сам епископ не скрывался.
Фрагмент трехдневного допроса в Таганской тюрьме столицы, куда Никиту привезли после ареста:
— Вы имеете определенное место жительства и место службы?
— Определенного места жительства и места службы я не имею.
— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.
Желая усилить обвинение, власти пошли по отработанному пути – нашли лжесвидетелей. Вот что те наговорили: «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».
Этого вполне хватало для убийства.
4 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Московской области святитель был приговорен к расстрелу и через два дня расстрелян на полигоне Н. К. В. Д. в Бутово.
В 2000 году владыку причислили к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Но можно ли считать, что тогда у Нижнего Тагила появился свой покровитель?
Иеромонах Иов (Гумеров), много лет занимающийся подготовкой документов для канонизации новомучеников, считает, что можно. И нет ничего страшного в том, что епископ никогда не был в своей епархии. Он был назначен, он молился за вверенную ему паству, наконец, верующие люди считают, что такие назначения без Промысла не происходят. Богу было угодно, чтобы и у окруженного зонами и заводами Нижнего Тагила появился свой святой.
… Недавно подумал: возможно, это слишком «вольные мысли», но могла бы получиться довольно-таки символичная икона, если писать образ священномученика Никиты на фоне Нижнего Тагила. Сам ландшафт, архитектура города идеально подходят для такой иконы. Мне видится, что это изображение святого в полный рост, как бы зависшего над нашим прудом и над его берегами. И на этих берегах по разные стороны от епископа стоят – Лисья гора с часовней (прообраз Голгофы, новомученики в своей смерти повторили путь Христа), собор Александра Невского и завод-музей, как яркие отличительные символы Тагила. Это по правую сторону от епископа. По левую - можно было бы разместить очертания зоны, Скорбященский монастырь (в их близости тоже есть что-то символическое) и трубы завода с пламенем и дымами.
Если смотреть на пруд и город со стороны Театральной площади, то мы увидим этот образ. Пока только без святого.
Максим ВАСЮНОВ.
Источник: Тагильский рабочий
24.07.2017 14:25