Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня в Храме Христа Спасителя г. Москвы

Фото: tagileparhiya.ru

17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь торжественно отмечает великий двунадесятый праздник Вознесения Господа и Спасителя нашего. Всем хорошо известно воспоминаемое событие, когда в завершение Евангельской истории Спаситель, распятый, воскресший и явившийся ученикам, вознесся на их глазах на небо.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки ( Лк. 24:36-53 ) повествует нам, в пределах одной главы, практически обо всем, что произошло после Воскресения Спасителя. И в отрывке, который мы сегодня слышали, есть нечто, что помогает нам понять саму природу Божественного Вознесения.

Когда Господь явился ученикам, они, конечно, смутились, и тогда Он задал им вопрос, моментально приведший к пониманию той реальности, с которой они столкнулись в лице Воскресшего Спасителя. А вопрос был такой: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Можно себе представить учеников, которые были свидетелями распятия, смерти, но не Воскресения Спасителя. Видя Его явление, многие подумали, что это дух, некое видение, но Господь говорит: «Дух плоти и кости не имеет, а Я имею». В доказательство того, что Он реально пребывает в человеческом теле, Спаситель спрашивает: «Имеете ли что-нибудь, что можно съесть?» И, вкусив пищу, Он вывел их до Вифании и вознесся на их глазах.

Может быть, если бы не эта встреча со Спасителем, этот простой человеческий разговор, это вкушение пищи, все могло бы показаться видением, чем-то нереальным. Но Господь ввел учеников в реальное, физическое с Ним соприкосновение.

Господь вознесся на небо, а небо в Священном Писании — это некий образ и символ иного бытия, иного мира, недоступного для человека. Этот мир, действительно, лежит вне чувственного и рационального восприятия, но связь между миром небесным и миром земным существует и существовала всегда. Ветхий Завет рассказывает, как ангелы, живущие в том мире, посещали наш мир; а самым значительным ангельским посещением этого мира было Благовещение Пресвятой Богородицы, когда Ангел вошел в Назаретскую горницу, где молилась Пресвятая Дева.

Были два случая в Ветхом Завете, когда люди прошли по пути от земли к небу — это пророки Енох и Илия. Но они не сделали это самостоятельно, — им была нужна некая Божественная сила, которая их перевела из бытия физического в небесное, духовное бытие. А Господь Иисус Христос пришел в наш мир не тем путем, по которому Енох и Илия вознеслись на небо, не тем путем, по которому ангелы и архангелы снисходят на Землю. Он снисшел на землю через рождение от Пресвятой Девы, но покинул наш мир тем самым путем.

Небо — символ иного бытия, иной жизни. Но что происходит в момент Вознесения? Господь возносится со Своим телом, тем самым, которое незадолго до того насыщалось обычной физической пищей. Он восхищает человеческую природу в иной, пока неведомый для нас мир. Что же это означает? А это означает, что иной мир не может быть совершенно отчужденным от мира земного. Мы не можем себе представить, какие связи между ними существуют, но тот факт, что человеческая плоть была через Вознесение восхищена в Божественную славу, свидетельствует о том, что в ином мире присутствует и наш мир — конечно, преображенный силой Божественной благодати.

Какое же значение это имеет для всех нас? Огромное значение. Мы должны понимать: все, что мы делаем в этом мире, не исчезнет с нашей смертью и не исчезнет вообще никогда. Все, что мы творим, переходит в вечность. Если мы говорим, что в ином мире присутствует преображенная физическая природа, значит, в том мире присутствует наша преображенная жизнь. И преображение нашей жизни начинается не в ином мире, как и явление тела Спасителя, прославленного через Воскресение, не было вызвано воздействием Божественной силы вне физического бытия, — преображение Спасителя, Его плоти, Его тела произошло уже здесь. Стало быть, мы, люди, живущие в истории, присутствующие в этом мире, должны помнить, что нашей главной задачей является преображение этого мира. Когда нам говорят: «А нужно ли делать что-то доброе за пределами личной или семейной жизни? Нужно ли что-то делать, чтобы мир становился лучше?», мы как Церковь отвечаем: «Не просто нужно — мы призваны к тому, чтобы мир становился лучше, чтобы человек становился лучше, чтобы преображение, которое во всей полноте является в Божественном Небесном Царстве, начиналось уже здесь, в условиях нашего земного бытия».

К участию в этом преображении призвана Церковь и все верующие люди. Вот почему у христианина всегда должна быть активная жизненная позиция. Мы не должны мириться со злом. Мы должны стремиться включать Божественные заповеди, то есть высший закон человеческого бытия, в эту жизнь через свой собственный опыт, через опыт общения с родными, близкими. А те, кто обладает властью, должны всегда помнить, что на них — особая ответственность включать эту величайшую реальность, которая созидается силой Божией и силой человеческой, реальность преображенного бытия, в жизнь современного человечества.

Конечно, враг рода человеческого силен, и вся его борьба именно на этом фронте — не допустить преображения нашего мира. Но Церковь Божия существует в мире и называется воинствующей Церковью именно потому, что она борется за этот мир, за его преображение, чтобы в Царствии Божием явились и наши преображенные тела, и наша физическая, благодатию Божией преображенная реальность.

Такую тайну открывает нам сегодня Господь через событие Вознесения. А святой Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Не для того Господь воплотился, чтобы оставить плоть, тело Свое здесь, но чтобы оно всегда было с Ним». А это значит, что весь наш мир, преображенный силой благодати Божией, всегда может быть со Христом, если только мы не погубим его своим грехом и своим богоотступничеством. И да поможет нам Господь осуществлять великую миссию — миссию спасения не только самих себя, своих родных и близких, но и преображения мира, которого чает Господь и ради которого Он взошел на крест, победил смерть, явил Свою Божественную силу в Воскресении и вознесся во славу Бога Отца. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 
По теме
Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре - Нижнетагильская епархия 27 мая 2018 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
28.05.2018
17 мая - праздник Вознесения Господня - Екатеринбургская Епархия Вознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории.
17.05.2018
В праздник Вознесения Господня митрополит Кирилл совершит Божественную литургию в Вознесенском храме Екатеринбурга - Екатеринбургская Епархия 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершит Божественную литургию в храме в честь Вознесения Господня города Екатеринбурга.
16.05.2018
 
Степашин - Каменская Епархия 18 июля 2018 года, в столетнюю годовщину трагической гибели Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и других представителей Императорского Дома Романовых, Председатель ИППО Сергей Степашин посетил город Алапаевск.
20.07.2018
Святая Елизавета - Каменская Епархия При поддержке Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)  по благословению Преосвященного Гурия,
20.07.2018
 
Свердловские госавтоинспекторы оказали помощь гражданину, которому требовалась срочная медицинская помощь - МВД Свердловской области В вечернее время наряд ДПС в  составе лейтенанта полиции Александра Бурылова и лейтенанта полиции Василия Мельника нес службу  на 18 км автодороги город Первоуральск – поселок Шаля.
18.07.2018 МВД Свердловской области
Святая Елизавета - Каменская Епархия При поддержке Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)  по благословению Преосвященного Гурия,
20.07.2018 Каменская Епархия
Степашин - Каменская Епархия 18 июля 2018 года, в столетнюю годовщину трагической гибели Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и других представителей Императорского Дома Романовых, Председатель ИППО Сергей Степашин посетил город Алапаевск.
20.07.2018 Каменская Епархия
Губернатор Евгений Куйвашев поручил правительству обеспечить полноценную "цифровизацию" музейной сферы региона - Губернатор Свердловской области Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил профильным членам кабинета министров активизировать работы по информатизации музейной деятельности на Среднем Урале, по созданию музейных сайтов и их продвижению.
19.07.2018 Губернатор Свердловской области
Улицы академиков Красовского и Садовского появятся в Академическом - Администрация г. Екатеринбург Оба академика являются выдающимися в своих областях учеными. Глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб подписал постановление о присвоении наименований улицам во второй очереди микрорайона Академический.
17.07.2018 Администрация г. Екатеринбург
Сегодня в Нижнетагильском музее изобразительных искусств состоялось торжественное открытие выставки «Тутотамия.
19.07.2018 Тагильский рабочий
Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России. Не модельная картинка, а настоящая женщина, сердечная и живая Фото: REUTERS - КП Екатеринбург Чем жгучая блондинка так полюбилась миллионам болельщиков во время чемпионата мира по футболу Дарья АСЛАМОВА Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России.
20.07.2018 КП Екатеринбург
Ограничения будут действовать с 15:00 20 июля до 20:00 22 июля. Специалисты Водоканала понизят давление подачи холодного водоснабжения в микрорайоне Комсомольский, где произошла авария.
19.07.2018 Администрация г. Екатеринбург